ИЗБЕРИТЕ БИБЛЕЙСКИЕ МЕТОДЫ: НАКАЗАНИЕ
Искреннее увещевание, в котором слышались ударения на каждом слоге, привлекло мое внимание:
- Дорогая, ты знаешь, что сказала мама, однако ты не послушалась ее. теперь мне придется отшлепать тебя. Ты знаешь, дорогая, что я не злюсь на тебя, но тебе надо научиться послушанию…
Ребенок ничего не отвечал перед лицом грядущего наказания, ведь это была просто кукла. А мама? Ею была четырехлетняя Лорен. Было очевидно, что она подражала голосу и поведению своей матери.
Лорен научилась наказывать своих кукол, видя, как мама наказывает ее саму. Она старалась подражать маме. Ее мама понимала, что Лорен обладает способностями, которых нет у кукол. Она знала, что поведение ее дочери имеет определенную моральную окраску. Лорен не была нравственно нейтральна. Ее плохое поведение противоречило закону Божию. Ее сердце делало сознательный выбор в пользу добра или зла. Ее мать также понимала, что наказание и исправление полезны не только для нынешней, земной жизни. Всякое земное наказание предполагает великий день, когда судьбы людей будут определены навеки. Мать Лорен хотела, чтобы ее дочь была готова к этому дню.
Я был поражен ясной структурой и снисходительной манерой этого воображаемого урока дисциплины, когда слушал эту маленькую четырехлетнюю девочку. Все слова увещевания были точно и правильно пересказаны. Лорен слышала их много раз. В ее голосе не было гнева, а лишь твердость и решительность, когда она готовила своего «ребенка» к тому, что должно было случиться. Цель наказания была также четко определена: «Тебе надо научиться послушанию». В поведении этой маленькой девочки, подражавшей маме, не было ничего, что могло бы выглядеть как плохое обращение или издевательство над воображаемым ребенком. Однако в нашем обществе всякое телесное наказание рассматривается как жестокость и оскорбление.
Мир идей постоянно меняется. Идеи и представления имеют периоды своей популярности и забвения. Подобно комбинациям цветов, которые то становятся модными, то выходят из моды в мире одежды и украшений, некоторые идеи иногда приобретают особую популярность, а затем теряют ее.
Розга как метод наказания является весьма непопулярной в наше время. Если бы я писал эту книгу в пятидесятые годы, то раздел, посвященный общению с ребенком, вряд ли заинтересовал бы среднего читателя. В те времена никто не беседовал с детьми. Их отводили, согласно Джону Уэйну, в дровяной сарай для наказания. Отец был строгим и молчаливым и много не разговаривал, а использовал мускулы, когда надо было привести сына к порядку.
Теперь же мы живем в такую эпоху, когда представления о правах и достоинстве человека сформировали идею о том, что телесные наказания являются варварским методом воспитания. Мы стали весьма чувствительными к возможным проявлениям плохого обращения с детьми. Мы не хотим, чтобы родители думали, что они обладают правом бить своих детей всякий раз, когда им это захочется. Сегодня общение, основанное на взаимном уважении и неприкосновенности личности, является наиболее популярной идеей, поэтому на эту тему столь легко писать.
Целесообразность наказания
Вопросы, касающиеся физического наказания, переполняют наши умы. Чего можно достичь с помощью наказания? Действительно ли оно так необходимо? Нельзя ли найти что-то лучшее? Какова его цель? Не будут ли наши дети обижаться и злиться на нас?
Ник, мой знакомый из церкви, и его подруга Анжела однажды посетили нас в воскресенье после полудня. Когда мы обедали, один из моих сыновей проявил непослушание. Я отвел его в одну из комнат на втором этаже, где никого не было, чтобы наказать его.
- Что он собирается с ним сделать? – поинтересовалась Анжела.
- Вероятно, отшлепать его, - ответила моя жена, констатируя факт.
В тот момент крик моего сына можно было услышать внизу. Анжела выбежала из дома в состоянии тревоги и сильного возбуждения.
В чем была ее проблема? Она не понимала наказание с библейской точки зрения, поэтому чувствовала отвращение и тревогу по поводу моих действий, которые показались ей слишком жестокими. Ее реакция не была, однако, необычной.
Суть проблемы
В чем сущность самой главной и основной нужды ребенка? Если дети рождаются морально и нравственно нейтральными, то они нуждаются не в наказании и исправлении, а в руководстве. Они нуждаются не в дисциплинировании, а в наставлении.
Конечно же, дети нуждаются в наставлении и руководстве. Но является ли недостаток информации их главной проблемой? Исчезнут ли вдруг все проблемы, как только они смогут чему-то научиться? Конечно, нет!
Дети не рождаются морально и нравственно нейтральными. Библия говорит нам, что «лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено» (Иер. 17:9). Проблема ребенка не заключается в недостатке информации. Его проблема в том, что он грешник. В сердце самого хорошенького младенца сокрыт грех, который, если позволить ему расцвести и принести плод, может привести к вечной погибели.
Розга применяется именно в таком контексте. Она затрагивает нужды внутри самого ребенка. Эти нужды не могут быть удовлетворены при помощи простой беседы. В Книге Притчей 22:15 написано: «Глупость привязалась к сердцу юноши; но исправительная розга удалит ее от него». Бог говорит, что в сердце ребенка (юноши) что-то не так. Глупость, или безрассудство, гнездится в его сердце. Эта глупость должна быть удалена, потому что она ставит ребенка в очень опасное положение.
Повсюду в Книге Притчей глупость используется для описания человека, у которого нет страха перед Богом. Глупец – это тот, кто не слушает обличения. Глупец – это тот, кто не подчиняется власти и авторитету. Глупец – это тот, кто насмехается над путями Божьими. У такого человека нет мудрости (страха Божия).
Глупый человек руководствуется в своей жизни лишь своими желаниями и страхами. Это как раз то, что вы очень часто наблюдаете в жизни своих маленьких детей. Наиболее часто употребляемая фраза, которую можно услышать из уст трехлетнего ребенка, это «я хочу…» или «я не хочу…» Глупец живет сиюминутными желаниями, похотями, ожиданиями, надеждами и страхами.
Здесь встает вопрос власти и авторитета. Будет ли ребенок подчиняться Богу и, следовательно, своим родителям, или он будет сам себе голова и будет руководствоваться своими желаниями и страстями?
Таково природное состояние ваших детей. Оно может быть искусно скрыто под копной взъерошенных волос. Вы можете не замечать его в кривой улыбке младенца. В своем природном состоянии ваши дети обладают сердцами, которые преисполнены глупостью. Поэтому они противятся исправлению и коррекции их поведения. Они выражают свой протест по поводу ваших попыток руководить ими. Понаблюдайте за ребенком, который не дает своей маме одеть ему шапку перед выходом на улицу в зимний день. Даже этот младенец, который не может ясно выражать свои мысли или даже отчетливо понимать, что он делает, проявляет нежелание быть руководимым извне. Эта глупость привязалась к его сердцу. Если позволить ей пустить корни и расти на протяжении четырнадцати или пятнадцати лет, то она произведет на свет непослушного, недисциплинированного подростка, который никому не будет подчиняться.
Бог определил розгу, или физическое наказание, быть средством исправления такого пагубного состояния. Физическое наказание, осуществляемое в правильной манере (которая описана в главе 15), соответствующей учению Библии, изгоняет глупость из сердца ребенка. Непосредственное и весьма ощутимое физическое наказание делает противного, непослушного ребенка очень ласковым и милым. Я наблюдал действие этого принципа бесчисленное количество раз. Маленькому ребенку, отказывающемуся подчиняться власти и авторитету, угрожает большая опасность.
Розга предназначена как раз для такого экстремального случая. «Ты накажешь его (ребенка) розгою, и спасешь душу его от преисподней» (Пр. 23:14). Душам ваших детей угрожает смерть, духовная смерть. Ваша задача состоит в том, чтобы спасти их от смерти. Правильное и своевременное применение розги является средством избавления.
Это определяет функцию розги в воспитании детей. Розга не должна быть средством излияния родительского гнева, на маленького, беззащитного ребенка. Она должна применяться верными родителями, которые осознают, в каком опасном положении находится их ребенок, и применяют установленное Богом средство. Речь здесь идет не о настойчивости родителей, которые во что бы то ни стало пытаются добиться послушания от своих детей, а о том, что детей надо спасать от смерти – смерти, которая является результатом сердечного бунта, остающегося без наказания.
Назначение розги
Каково назначение исправительной розги? Как она воздействует на ребенка? В Книге Притчей 29:15 Бог говорит: «Розга и обличение дают мудрость…» В другом месте книга Притчей связывает мудрость со страхом Господним. Страх перед Богом и мудрость ребенок приобретает посредством розги.
Связь между розгой и мудростью имеет огромное значение. Ребенок, не подчиняющийся своим родителям, поступает глупо. Он отвергает власть, установленную Богом. Он живет ради удовлетворения своих желаний и похотей. В конечном счете, отвергать власть, установленную Богом, - значит избирать свою собственную власть, которая ведет к смерти. А это верх глупости.
Исправительная розга дает ребенку мудрость. Она осязаемо демонстрирует глупость непослушания и противления. Наказание, произведенное надлежащим образом, смиряет сердце ребенка, побуждая его внимать родительским наставлениям. Создается соответствующая атмосфера, в которой может быть дано наставление. Розга делает ребенка податливым и готовым к принятию слов, несущих жизнь. Послание к евреям 12:11 описывает это следующим образом: «Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности».
Исправительная розга хотя и причиняет боль, однако доставляет мирный плод праведности. Ребенок, чьи родители своевременно и обоснованно применяют розгу, учится подчиняться власти и авторитету.
Разве не все дети, в конце концов, научаются послушанию? Книга Притчей говорит, что не все: «Розга и обличение дают мудрость; но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери. Наказывай сына твоего, и он даст тебе покой, и доставит радость душе твоей» (Пр. 29:15,17).
Бог повелел использовать розгу для наказания детей. Это не единственное средство, которое вы применяете в деле воспитания, однако ее необходимо использовать. Он говорит вам, что у ваших детей есть такие нужды, которые требуют применения розги. Если вы хотите спасти своих детей от смерти, если вы хотите вырвать с корнем глупость, которая привязалась к их сердцам, если вы хотите дать им мудрость и рассудительность, то вы должны применять розгу.
Как использовать розгу?
Розга должна применяться отцом или матерью, которые, веруя в Бога и проявляя верность по отношению к своим детям, берут на себя ответственность аккуратно, своевременно, умеренно и разумно использовать физическое наказание, чтобы подчеркивать важность повиновения Богу, спасая, таким образом, ребенка от дальнейшего пребывания в глупости и безрассудстве, ведущих его к смерти.
Что в ваших детях такого, что требует применения розги?
Каково назначение розги?
Кого Бог уполномочил наказывать детей при помощи розги?
Повторите обычные возражения против использования розги. Выдвигали ли вы сами какое-либо из этих возражений?
Приведите некоторые примеры неправильных подходов к использованию розги
Как вы можете описать взаимосвязь между общением и наказанием? Что для вас легче – общаться с ребенком или наказывать его?
Родительская обязанность
Давайте рассмотрим определение розги. По своему определению розга – это проявление родительской власти. Все стихи в Библии, которые настоятельно советуют применять розгу, помещают ее в рамки отношений, существующих между родителями и их детьми. Повеление Божие гласит: «Наказывай сына твоего…» Библия не позволяет всякому взрослому быть вовлеченным в телесное наказание детей. Такое наказание является одним из элементов широкого круга родительских обязанностей. Оно не существует само по себе.
В этом состоит одна из проблем, связанных с телесными наказаниями в школе. Когда учитель пытается отшлепать кого-то из своих учеников, то такое наказание выходит за рамки отношений «родитель-ребенок». Только отец и мать, которые утешают своего ребенка, когда он болен, которые водят его в парк с аттракционами, когда отмечают его день рождения, могут отшлепать его. Такое наказание очень сильно отличается от наказания, осуществляемого посторонним человеком.
Акт веры
Применение розги – это акт веры. Бог повелел использовать ее. Родители, применяя розгу, проявляют послушание Богу. Они наказывают своего ребенка розгой не потому, что понимают на все сто процентов, как она действует, а потому, что Бог повелел использовать ее. Применение розги – это выражение абсолютной уверенности в мудрости Бога и превосходстве Его совета.
Проявление верности
Использование розги – это проявление верности по отношению к своему ребенку. Признавая, что в наказании есть надежда, и отказываясь принимать участие в смерти своего ребенка, родители наказывают его. Это является выражением любви и преданности.
Много раз дети видели слезы у меня на глазах, когда наступало время наказания. Я не хотел наказывать их. Однако любовь к ним заставляла меня исполнять эту обязанность. Я знал, что если не отшлепаю их, то проявлю, таким образом, неверность по отношению к их душам.
Ответственность
Использование розги налагает ответственность. Это не значит, что отец или мать хотят покарать своего ребенка. Использование розги означает, что они полны решимости повиноваться Богу. Они, являясь Божиими представителями, от имени Бога осуществляют то, к чему Бог призвал их. Родители исполняют не свою волю, а Божественное поручение.
Физическое наказание
Розга – это осторожное, своевременное, умеренное и контролируемое применение физического наказания. Розга никогда не должна применяться с целью излияния родительского гнева на ребенка. С ее помощью нельзя срывать злобу и разочарование на детях. Розга – это не ответная реакция на ощущение, что ваш ребенок подвел вас и причинил вам неприятности. Наказание всегда должно быть умеренным и контролируемым. Родитель должен знать точную меру наказания, которому следует подвергнуть своего ребенка в каждом конкретном случае. Тогда ребенок, в свою очередь, будет знать, сколько еще последует ударов.
Спасательная операция
Применение розги является своего рода спасательной операцией. Ребенок, который нуждается в наказании, отдалился от родителей вследствие своего непослушания. Цель физического наказания – спасти ребенка от дальнейшего пребывания в глупости. Если он и дальше будет оставаться в таком качестве, то его погибель неминуема. Поэтому родители, движимые любовью к своему ребенку, должны применять розгу.
Розга подчеркивает важность повиновения Богу. Помните, что проблема не в том, что ребенок не послушался ВАС. Единственная причина, по которой ребенок должен слушаться маму и папу, заключается в том, что Бог требует этого. Неповиновение отцу или матери является, поэтому, неповиновением Богу. Вот в чем проблема. Ребенок не послушался Бога. Он не исполнил того, что Бог заповедал. Если он и дальше будет так поступать, то подвергнет себя величайшему риску.
Неправильные представления о розге
Поскольку многие люди, живущие сегодня, считают применение розги совершенно неприемлемым, нам надо избавиться от неправильных представлений о физическом наказании. Я не хочу, чтобы вы думали, что я защищаю одно из неправильных представлений о розге, получивших широкое распространение в наши дни.
У нас нет права на необузданный гнев
Библейская концепция розги не дает права быть вспыльчивым и раздражительным. Во второй части этой книги мы будем более подробно говорить о том, что розгу следует использовать в очень осторожной и аккуратной манере, чтобы избежать возможного злоупотребления. Бог нигде и никогда не давал родителям права набрасываться в припадке гнева на своих детей. Такой гнев является нечестивым и неугодным Богу. Библия порицает его. В Послании Иакова 1:20 написано: «Ибо гнев человека не творит правды Божией».
У нас нет права бить детей, когда захочется
Библейская концепция розги показывает, что мы не имеем права бить наших детей всякий раз, когда нам хочется это сделать. Розга должна использоваться лишь в рамках наказания и исправления. У нас нет права применять физическую силу по своей прихоти. В 6-й главе Послания к ефесянам Бог предостерегает родителей об опасности сделать своих детей раздражительными и озлобленными. Нет сомнения в том, что родитель, который обижает и физически запугивает своего ребенка, озлобит и настроит его против себя.
Не вымещайте плохого настроения на детях
Библейская концепция розги не дает родителям права вымещать свое плохое настроение и чувство разочарования на детях. Я еще не встречал родителей, которые никогда не бывали разочарованы своими детьми. Бывает, что дети раздражают и изводят вас, причиняют вам боль и вызывают ваш гнев. Розга не должна использоваться для того, чтобы вы с ее помощью «выпускали пар».
Наказание – это не кара
Библейская концепция розги не допускает, чтобы кто-то из родителей превращал наказание в акт возмездия и мстил ребенку за его проступок. Наказание – это не плата за провинность. У многих родителей карательный склад ума. Они рассматривают наказание как необходимую плату за грехи. Вместо того, чтобы иметь своей целью восстановление, такое наказание преследует негативную цель – покарать. Это подобно тому, как осужденный платит свой долг перед обществом, отбывая тюремное заключение. Такой подход противоречит библейской концепции наказания.
Наказание не связано с гневом
Еще одно неправильное представление о розге состоит в том, что розга ассоциируется с гневом. Одному из моих друзей пришлось отшлепать своего сына во время посещения родственников. Он отвел ребенка в отдельную комнату, поговорил с ним и наказал его. После этого он успокоил сына и заверил его в своей любви к нему. Улыбаясь, они вышли из комнаты. Наказание закончилось. Отношения между отцом и сыном были восстановлены. Они примирились друг с другом и были счастливы. Однако бабушка была расстроена. Она была встревожена не тем, что мой друг наказал своего сына, а тем, что он наказал его не во гневе. Она сказала, что физическое наказание не принесет пользы, если отец и сын не будут после этого сердиться друг на друга. Эта женщина рассматривала розгу как нечто, что должно производить разделение между родителями и детьми, а не сближать их.
Данное возражение очень легко понять. Я не знаю ничего более трудного, чем физическое наказание моих детей. Очень непросто причинять боль своему собственному ребенку, делая это преднамеренно. Вам кажется, что вы слишком сильно любите своего сына или свою дочь и поэтому не можете наказать их. Но задайте себе следующий вопрос: «Кому будет польза оттого, что вы не наказываете своего ребенка?» конечно же, не самому ребенку. Вышеприведенные отрывки из Библии поясняют, что отсутствие наказания ставит ребенка в опасное положение. Кому от этого хорошо? Только вам. Вы избавляетесь в таком случае от всяких переживаний и расстройств, связанных с наказанием ребенка. Вы избавляетесь от траты времени и возможных неудобств, связанных с библейским наказанием. Вот почему Библия говорит: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» (Пр. 13:24). Согласно этому стиху, ненависть будет удерживать меня от применения розги. Любовь же будет побуждать меня к наказанию.
Я боюсь причинить вред моему ребенку
Часто христиане отрицательно реагируют на библейское представление о розге, потому что в детстве они подвергались физическим избиениям со стороны своих родителей. Слово «розга» рисует в их воображении разгневанных родителей, избивающих своих детей в порыве неконтролируемой ярости. Подобное поведение не отражает библейского использования розги. Оно представляет собой злоупотребление и плохое обращение с детьми.
Некоторые родители опасаются причинить вред своим детям. Они боятся, что телесное наказание может явиться причиной физического увечья. Книга Притчей 23:13-14 предвидит такое возражение против использования розги: «Не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгою, он не умрет; ты накажешь его розгою и спасешь душу его от преисподней».
Умеренное наказание, соответствующее учению Библии, не представляет собой никакой опасности для ребенка.
Я боюсь, что розга сделает его еще более непослушным и раздражительным
Как родитель, вы хотите, чтобы ваши дети любили и ценили вас. Вы хотите, чтобы они были очень высокого мнения о вас. Вы хотите, чтобы они чувствовали вашу любовь и доброту. Вы, возможно, боитесь, что если отшлепаете их, то они будут считать вас грубым и жестоким. Может быть, вы боитесь, что наказание выявит в них самые плохие качества. Книга Притчей 29:17 утверждает обратное: «Наказывай сына твоего, и он даст тебе покой, и доставит радость душе твоей».
Вместо того чтобы делать детей злыми и угрюмыми, наказание способствует воспитанию детей, которые будут в мире с вами. Оно производит детей, которые будут приносить вам радость.
Это верно не только в отношении будущего, но также и в отношении настоящего. Наказание, совершенное в правильной манере, описанной в главе 15, делает ребенка общительным и счастливым – даже сразу после применения розги.
Телесное наказание не срабатывает
Данное возражение требует дополнительного исследования конкретного поведения родителей. Годы пастырского служения убедили меня в том, что причины неэффективного использования розги заключаются в следующем:
а) Непоследовательное применение розги. Ребенок не знает, какой из его поступков может привести к наказанию. Поэтому он всегда испытывает родителей.
б) Отказ проявлять настойчивость и постоянство. Некоторые родители никогда не пытаются применять какой-либо метод на протяжении достаточно долгого периода времени, чтобы он мог подействовать. Они применяют розгу в течение двух-трех дней. Их дети не изменяются за одну ночь. Тогда они падают духом и отказываются от использования этого метода.
в) Неэффективность. Я был свидетелем того, как одного ребенка отшлепали, когда на нем были надеты двойные подгузники. Он ни на мгновение не переставал двигаться и даже не понял, что его наказали. Такое наказание было неэффективным, потому что родители не дали ему знать о себе должным образом.
г) Проявление гнева. Меня всегда изумляло врожденное чувство справедливости, заложенное в каждом ребенке. Дети всегда противятся наказанию, совершаемому в порыве неправедного гнева. Они не желают подчинить свои сердца родителям, которые запугивают и избивают их.
Я боюсь, что меня арестуют за плохое обращение с ребенком
Данное опасение является вполне обоснованным. Вы должны проявлять осторожность и избегать применения розги там, где люди, не одобряющие телесных наказаний, могут донести на вас в полицию. Наказание должно совершаться дома, в уединенной обстановке. Оно не должно совершаться публично. Если дедушка с бабушкой или другие родственники не одобряют телесных наказаний, следует позаботиться о том, чтобы не применять розгу в их присутствии.
В конечном счете, это вопрос веры: «Буду ли я повиноваться Богу даже тогда, когда послушание Ему связано с определенным риском?»
Риск можно уменьшить, однако его невозможно полностью исключить. Поэтому родители должны проявлять здравомыслие и рассудительность.
Розга демонстрирует власть Бога над мамой и папой. Родитель, который применяет розгу, проявляя этим послушание Богу, является примером подчинения авторитету и власти. Одна из причин, почему детям трудно повиноваться власти и авторитету родителей, кроется в том, что они не видят примеров повиновения в нашем обществе.
Розга учит ребенка подчиняться. Тот факт, что непослушание приводит к определенным последствиям, показывает, что послушание очень важно. Ребенок, будучи еще маленьким, познает, что Бог обязал каждого человека подчиняться власти, и что властные структуры являются благословением для людей.
Розга демонстрирует родительскую любовь и посвящение своим детям. В 12-й главе Послания к евреям поясняется, что розга является выражением любви. В стихе 5 наказание называется «утешением, которое предлагается вам, как сынам». Далее в этой главе говорится о том, что наказание – это признак сыновства. Родитель, который наказывает своего ребенка, показывает этим, что он любит его. Он не безразличен и не равнодушен к нему. Ему не все равно, что будет с ним. Он принимает активное участие в жизни своего ребенка. Его посвящение и преданность становятся все сильнее и сильнее, побуждая его вкладывать свою душу в то, чтобы старательно воспитывать и наказывать свое чадо.
Розга приносит мирный плод праведности. В Послании к евреям 12:11 мы читаем: «Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности». Своевременное, умеренное наказание, хотя и является неприятным и болезненным, помогает детям быть счастливыми и успешными в жизни.
Розга приносит чудесные плоды. Как отец, имеющий взрослых детей, я постоянно благодарю Бога за Его милость, проявленную к моей семье. Моя жена и я впервые столкнулись с идеями, изложенными в данной главе, когда у нас был только один ребенок. Ему было тогда восемнадцать месяцев, и он был очень непослушным. Впоследствии его непослушание принесло бы ужасные плоды. Эти принципы помогли нам справиться с нашим сыном. Они дали нам возможность обезопасить его. Они помогли ему обрести самообладание. Они научили его уважать и любить маму и папу.
Розга ставит ребенка в благословенное положение. Предоставленный сам себе, он будет жить по своим прихотям. Он будет продолжать искать утешения в рабстве по отношению к своим желаниям и страхам. Исправительная розга возвращает его в то положение, когда он подчинен своим родителям, и только будучи в таком положении, он сможет получать благословения, обещанные Богом.
Розга создает атмосферу близости и открытости между родителями и детьми. Родители, старающиеся быть ближе к своему ребенку и отказывающиеся закрывать глаза на те вещи, которые ставят под угрозу прочность их взаимоотношений, будут испытывать радость близкого общения с ним. Если же ребенку позволяется быть угрюмым, сердитым и непослушным, то расстояние между ним и его родителями будет все больше и больше увеличиваться. Родители, не допускающие охлаждения в контактах со своими детьми, будут наслаждаться близкими, доверительными отношениями с ними.
Лучшее из двух
Если вы сосредоточиваете внимание только на наказании или только на общении, то будете подобны судну, у которого весь груз смещен на один борт. В таком случае ваш корабль не сможет хорошо плавать. Общение и розга – это методы, которые не срабатывают, будучи изолированы друг от друга. Они предназначены действовать сообща.
Это как раз то, о чем говорит Послание к евреям 12:5-6: «Вы… забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает».
Ваши дети нуждаются в том, чтобы их знали и понимали. Поэтому обильное, полноценное общение совершенно необходимо. Они также нуждаются в том, чтобы кто-то руководил и управлял ими. Они нуждаются в ограничениях, которые понятны им, и в наказании, которое является предсказуемым. Поэтому розга также необходима.
Использование розги способствует сохранению родительского авторитета, укорененного в Библии. Ставка на полноценное, интенсивное общение исключает холодную, деспотичную дисциплину и жестокое наказание.
Очевидно, что приоритет того или иного метода зависит от возраста ваших детей. Мы уделим этому особое внимание во второй части книги.
Одни родители имеют больше возможностей для общения, другие – для наказания. Неплохо знать не библейские извращения того и другого метода и быть чувствительными к ним. Родитель, который спокойно относится к розге, может впасть в крайность авторитаризма. Родитель, для которого общение с ребенком легко и естественно, может склониться к попустительству и вседозволенности. Родителям, любящим властвовать, часто не хватает доброты. Тем, кто попустительствует своим детям, не хватает твердости. Определите, к какому именно искажению библейского воспитания вы имеете склонность. Стремитесь обрести взвешенный подход.
Каково назначение розги?
Кого Бог уполномочил наказывать детей при помощи розги?
Повторите обычные возражения против использования розги. Выдвигали ли вы сами какое-либо из этих возражений?
Приведите некоторые примеры неправильных подходов к использованию розги?
Как вы можете описать взаимосвязь между общением и наказанием?
Что для вас легче – общаться с ребенком или наказывать его?
Искреннее увещевание, в котором слышались ударения на каждом слоге, привлекло мое внимание:
- Дорогая, ты знаешь, что сказала мама, однако ты не послушалась ее. теперь мне придется отшлепать тебя. Ты знаешь, дорогая, что я не злюсь на тебя, но тебе надо научиться послушанию…
Ребенок ничего не отвечал перед лицом грядущего наказания, ведь это была просто кукла. А мама? Ею была четырехлетняя Лорен. Было очевидно, что она подражала голосу и поведению своей матери.
Лорен научилась наказывать своих кукол, видя, как мама наказывает ее саму. Она старалась подражать маме. Ее мама понимала, что Лорен обладает способностями, которых нет у кукол. Она знала, что поведение ее дочери имеет определенную моральную окраску. Лорен не была нравственно нейтральна. Ее плохое поведение противоречило закону Божию. Ее сердце делало сознательный выбор в пользу добра или зла. Ее мать также понимала, что наказание и исправление полезны не только для нынешней, земной жизни. Всякое земное наказание предполагает великий день, когда судьбы людей будут определены навеки. Мать Лорен хотела, чтобы ее дочь была готова к этому дню.
Я был поражен ясной структурой и снисходительной манерой этого воображаемого урока дисциплины, когда слушал эту маленькую четырехлетнюю девочку. Все слова увещевания были точно и правильно пересказаны. Лорен слышала их много раз. В ее голосе не было гнева, а лишь твердость и решительность, когда она готовила своего «ребенка» к тому, что должно было случиться. Цель наказания была также четко определена: «Тебе надо научиться послушанию». В поведении этой маленькой девочки, подражавшей маме, не было ничего, что могло бы выглядеть как плохое обращение или издевательство над воображаемым ребенком. Однако в нашем обществе всякое телесное наказание рассматривается как жестокость и оскорбление.
Мир идей постоянно меняется. Идеи и представления имеют периоды своей популярности и забвения. Подобно комбинациям цветов, которые то становятся модными, то выходят из моды в мире одежды и украшений, некоторые идеи иногда приобретают особую популярность, а затем теряют ее.
Розга как метод наказания является весьма непопулярной в наше время. Если бы я писал эту книгу в пятидесятые годы, то раздел, посвященный общению с ребенком, вряд ли заинтересовал бы среднего читателя. В те времена никто не беседовал с детьми. Их отводили, согласно Джону Уэйну, в дровяной сарай для наказания. Отец был строгим и молчаливым и много не разговаривал, а использовал мускулы, когда надо было привести сына к порядку.
Теперь же мы живем в такую эпоху, когда представления о правах и достоинстве человека сформировали идею о том, что телесные наказания являются варварским методом воспитания. Мы стали весьма чувствительными к возможным проявлениям плохого обращения с детьми. Мы не хотим, чтобы родители думали, что они обладают правом бить своих детей всякий раз, когда им это захочется. Сегодня общение, основанное на взаимном уважении и неприкосновенности личности, является наиболее популярной идеей, поэтому на эту тему столь легко писать.
Целесообразность наказания
Вопросы, касающиеся физического наказания, переполняют наши умы. Чего можно достичь с помощью наказания? Действительно ли оно так необходимо? Нельзя ли найти что-то лучшее? Какова его цель? Не будут ли наши дети обижаться и злиться на нас?
Ник, мой знакомый из церкви, и его подруга Анжела однажды посетили нас в воскресенье после полудня. Когда мы обедали, один из моих сыновей проявил непослушание. Я отвел его в одну из комнат на втором этаже, где никого не было, чтобы наказать его.
- Что он собирается с ним сделать? – поинтересовалась Анжела.
- Вероятно, отшлепать его, - ответила моя жена, констатируя факт.
В тот момент крик моего сына можно было услышать внизу. Анжела выбежала из дома в состоянии тревоги и сильного возбуждения.
В чем была ее проблема? Она не понимала наказание с библейской точки зрения, поэтому чувствовала отвращение и тревогу по поводу моих действий, которые показались ей слишком жестокими. Ее реакция не была, однако, необычной.
Суть проблемы
В чем сущность самой главной и основной нужды ребенка? Если дети рождаются морально и нравственно нейтральными, то они нуждаются не в наказании и исправлении, а в руководстве. Они нуждаются не в дисциплинировании, а в наставлении.
Конечно же, дети нуждаются в наставлении и руководстве. Но является ли недостаток информации их главной проблемой? Исчезнут ли вдруг все проблемы, как только они смогут чему-то научиться? Конечно, нет!
Дети не рождаются морально и нравственно нейтральными. Библия говорит нам, что «лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено» (Иер. 17:9). Проблема ребенка не заключается в недостатке информации. Его проблема в том, что он грешник. В сердце самого хорошенького младенца сокрыт грех, который, если позволить ему расцвести и принести плод, может привести к вечной погибели.
Розга применяется именно в таком контексте. Она затрагивает нужды внутри самого ребенка. Эти нужды не могут быть удовлетворены при помощи простой беседы. В Книге Притчей 22:15 написано: «Глупость привязалась к сердцу юноши; но исправительная розга удалит ее от него». Бог говорит, что в сердце ребенка (юноши) что-то не так. Глупость, или безрассудство, гнездится в его сердце. Эта глупость должна быть удалена, потому что она ставит ребенка в очень опасное положение.
Повсюду в Книге Притчей глупость используется для описания человека, у которого нет страха перед Богом. Глупец – это тот, кто не слушает обличения. Глупец – это тот, кто не подчиняется власти и авторитету. Глупец – это тот, кто насмехается над путями Божьими. У такого человека нет мудрости (страха Божия).
Глупый человек руководствуется в своей жизни лишь своими желаниями и страхами. Это как раз то, что вы очень часто наблюдаете в жизни своих маленьких детей. Наиболее часто употребляемая фраза, которую можно услышать из уст трехлетнего ребенка, это «я хочу…» или «я не хочу…» Глупец живет сиюминутными желаниями, похотями, ожиданиями, надеждами и страхами.
Здесь встает вопрос власти и авторитета. Будет ли ребенок подчиняться Богу и, следовательно, своим родителям, или он будет сам себе голова и будет руководствоваться своими желаниями и страстями?
Таково природное состояние ваших детей. Оно может быть искусно скрыто под копной взъерошенных волос. Вы можете не замечать его в кривой улыбке младенца. В своем природном состоянии ваши дети обладают сердцами, которые преисполнены глупостью. Поэтому они противятся исправлению и коррекции их поведения. Они выражают свой протест по поводу ваших попыток руководить ими. Понаблюдайте за ребенком, который не дает своей маме одеть ему шапку перед выходом на улицу в зимний день. Даже этот младенец, который не может ясно выражать свои мысли или даже отчетливо понимать, что он делает, проявляет нежелание быть руководимым извне. Эта глупость привязалась к его сердцу. Если позволить ей пустить корни и расти на протяжении четырнадцати или пятнадцати лет, то она произведет на свет непослушного, недисциплинированного подростка, который никому не будет подчиняться.
Бог определил розгу, или физическое наказание, быть средством исправления такого пагубного состояния. Физическое наказание, осуществляемое в правильной манере (которая описана в главе 15), соответствующей учению Библии, изгоняет глупость из сердца ребенка. Непосредственное и весьма ощутимое физическое наказание делает противного, непослушного ребенка очень ласковым и милым. Я наблюдал действие этого принципа бесчисленное количество раз. Маленькому ребенку, отказывающемуся подчиняться власти и авторитету, угрожает большая опасность.
Розга предназначена как раз для такого экстремального случая. «Ты накажешь его (ребенка) розгою, и спасешь душу его от преисподней» (Пр. 23:14). Душам ваших детей угрожает смерть, духовная смерть. Ваша задача состоит в том, чтобы спасти их от смерти. Правильное и своевременное применение розги является средством избавления.
Это определяет функцию розги в воспитании детей. Розга не должна быть средством излияния родительского гнева, на маленького, беззащитного ребенка. Она должна применяться верными родителями, которые осознают, в каком опасном положении находится их ребенок, и применяют установленное Богом средство. Речь здесь идет не о настойчивости родителей, которые во что бы то ни стало пытаются добиться послушания от своих детей, а о том, что детей надо спасать от смерти – смерти, которая является результатом сердечного бунта, остающегося без наказания.
Назначение розги
Каково назначение исправительной розги? Как она воздействует на ребенка? В Книге Притчей 29:15 Бог говорит: «Розга и обличение дают мудрость…» В другом месте книга Притчей связывает мудрость со страхом Господним. Страх перед Богом и мудрость ребенок приобретает посредством розги.
Связь между розгой и мудростью имеет огромное значение. Ребенок, не подчиняющийся своим родителям, поступает глупо. Он отвергает власть, установленную Богом. Он живет ради удовлетворения своих желаний и похотей. В конечном счете, отвергать власть, установленную Богом, - значит избирать свою собственную власть, которая ведет к смерти. А это верх глупости.
Исправительная розга дает ребенку мудрость. Она осязаемо демонстрирует глупость непослушания и противления. Наказание, произведенное надлежащим образом, смиряет сердце ребенка, побуждая его внимать родительским наставлениям. Создается соответствующая атмосфера, в которой может быть дано наставление. Розга делает ребенка податливым и готовым к принятию слов, несущих жизнь. Послание к евреям 12:11 описывает это следующим образом: «Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности».
Исправительная розга хотя и причиняет боль, однако доставляет мирный плод праведности. Ребенок, чьи родители своевременно и обоснованно применяют розгу, учится подчиняться власти и авторитету.
Разве не все дети, в конце концов, научаются послушанию? Книга Притчей говорит, что не все: «Розга и обличение дают мудрость; но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери. Наказывай сына твоего, и он даст тебе покой, и доставит радость душе твоей» (Пр. 29:15,17).
Бог повелел использовать розгу для наказания детей. Это не единственное средство, которое вы применяете в деле воспитания, однако ее необходимо использовать. Он говорит вам, что у ваших детей есть такие нужды, которые требуют применения розги. Если вы хотите спасти своих детей от смерти, если вы хотите вырвать с корнем глупость, которая привязалась к их сердцам, если вы хотите дать им мудрость и рассудительность, то вы должны применять розгу.
Как использовать розгу?
Розга должна применяться отцом или матерью, которые, веруя в Бога и проявляя верность по отношению к своим детям, берут на себя ответственность аккуратно, своевременно, умеренно и разумно использовать физическое наказание, чтобы подчеркивать важность повиновения Богу, спасая, таким образом, ребенка от дальнейшего пребывания в глупости и безрассудстве, ведущих его к смерти.
Что в ваших детях такого, что требует применения розги?
Каково назначение розги?
Кого Бог уполномочил наказывать детей при помощи розги?
Повторите обычные возражения против использования розги. Выдвигали ли вы сами какое-либо из этих возражений?
Приведите некоторые примеры неправильных подходов к использованию розги
Как вы можете описать взаимосвязь между общением и наказанием? Что для вас легче – общаться с ребенком или наказывать его?
Родительская обязанность
Давайте рассмотрим определение розги. По своему определению розга – это проявление родительской власти. Все стихи в Библии, которые настоятельно советуют применять розгу, помещают ее в рамки отношений, существующих между родителями и их детьми. Повеление Божие гласит: «Наказывай сына твоего…» Библия не позволяет всякому взрослому быть вовлеченным в телесное наказание детей. Такое наказание является одним из элементов широкого круга родительских обязанностей. Оно не существует само по себе.
В этом состоит одна из проблем, связанных с телесными наказаниями в школе. Когда учитель пытается отшлепать кого-то из своих учеников, то такое наказание выходит за рамки отношений «родитель-ребенок». Только отец и мать, которые утешают своего ребенка, когда он болен, которые водят его в парк с аттракционами, когда отмечают его день рождения, могут отшлепать его. Такое наказание очень сильно отличается от наказания, осуществляемого посторонним человеком.
Акт веры
Применение розги – это акт веры. Бог повелел использовать ее. Родители, применяя розгу, проявляют послушание Богу. Они наказывают своего ребенка розгой не потому, что понимают на все сто процентов, как она действует, а потому, что Бог повелел использовать ее. Применение розги – это выражение абсолютной уверенности в мудрости Бога и превосходстве Его совета.
Проявление верности
Использование розги – это проявление верности по отношению к своему ребенку. Признавая, что в наказании есть надежда, и отказываясь принимать участие в смерти своего ребенка, родители наказывают его. Это является выражением любви и преданности.
Много раз дети видели слезы у меня на глазах, когда наступало время наказания. Я не хотел наказывать их. Однако любовь к ним заставляла меня исполнять эту обязанность. Я знал, что если не отшлепаю их, то проявлю, таким образом, неверность по отношению к их душам.
Ответственность
Использование розги налагает ответственность. Это не значит, что отец или мать хотят покарать своего ребенка. Использование розги означает, что они полны решимости повиноваться Богу. Они, являясь Божиими представителями, от имени Бога осуществляют то, к чему Бог призвал их. Родители исполняют не свою волю, а Божественное поручение.
Физическое наказание
Розга – это осторожное, своевременное, умеренное и контролируемое применение физического наказания. Розга никогда не должна применяться с целью излияния родительского гнева на ребенка. С ее помощью нельзя срывать злобу и разочарование на детях. Розга – это не ответная реакция на ощущение, что ваш ребенок подвел вас и причинил вам неприятности. Наказание всегда должно быть умеренным и контролируемым. Родитель должен знать точную меру наказания, которому следует подвергнуть своего ребенка в каждом конкретном случае. Тогда ребенок, в свою очередь, будет знать, сколько еще последует ударов.
Спасательная операция
Применение розги является своего рода спасательной операцией. Ребенок, который нуждается в наказании, отдалился от родителей вследствие своего непослушания. Цель физического наказания – спасти ребенка от дальнейшего пребывания в глупости. Если он и дальше будет оставаться в таком качестве, то его погибель неминуема. Поэтому родители, движимые любовью к своему ребенку, должны применять розгу.
Розга подчеркивает важность повиновения Богу. Помните, что проблема не в том, что ребенок не послушался ВАС. Единственная причина, по которой ребенок должен слушаться маму и папу, заключается в том, что Бог требует этого. Неповиновение отцу или матери является, поэтому, неповиновением Богу. Вот в чем проблема. Ребенок не послушался Бога. Он не исполнил того, что Бог заповедал. Если он и дальше будет так поступать, то подвергнет себя величайшему риску.
Неправильные представления о розге
Поскольку многие люди, живущие сегодня, считают применение розги совершенно неприемлемым, нам надо избавиться от неправильных представлений о физическом наказании. Я не хочу, чтобы вы думали, что я защищаю одно из неправильных представлений о розге, получивших широкое распространение в наши дни.
У нас нет права на необузданный гнев
Библейская концепция розги не дает права быть вспыльчивым и раздражительным. Во второй части этой книги мы будем более подробно говорить о том, что розгу следует использовать в очень осторожной и аккуратной манере, чтобы избежать возможного злоупотребления. Бог нигде и никогда не давал родителям права набрасываться в припадке гнева на своих детей. Такой гнев является нечестивым и неугодным Богу. Библия порицает его. В Послании Иакова 1:20 написано: «Ибо гнев человека не творит правды Божией».
У нас нет права бить детей, когда захочется
Библейская концепция розги показывает, что мы не имеем права бить наших детей всякий раз, когда нам хочется это сделать. Розга должна использоваться лишь в рамках наказания и исправления. У нас нет права применять физическую силу по своей прихоти. В 6-й главе Послания к ефесянам Бог предостерегает родителей об опасности сделать своих детей раздражительными и озлобленными. Нет сомнения в том, что родитель, который обижает и физически запугивает своего ребенка, озлобит и настроит его против себя.
Не вымещайте плохого настроения на детях
Библейская концепция розги не дает родителям права вымещать свое плохое настроение и чувство разочарования на детях. Я еще не встречал родителей, которые никогда не бывали разочарованы своими детьми. Бывает, что дети раздражают и изводят вас, причиняют вам боль и вызывают ваш гнев. Розга не должна использоваться для того, чтобы вы с ее помощью «выпускали пар».
Наказание – это не кара
Библейская концепция розги не допускает, чтобы кто-то из родителей превращал наказание в акт возмездия и мстил ребенку за его проступок. Наказание – это не плата за провинность. У многих родителей карательный склад ума. Они рассматривают наказание как необходимую плату за грехи. Вместо того, чтобы иметь своей целью восстановление, такое наказание преследует негативную цель – покарать. Это подобно тому, как осужденный платит свой долг перед обществом, отбывая тюремное заключение. Такой подход противоречит библейской концепции наказания.
Наказание не связано с гневом
Еще одно неправильное представление о розге состоит в том, что розга ассоциируется с гневом. Одному из моих друзей пришлось отшлепать своего сына во время посещения родственников. Он отвел ребенка в отдельную комнату, поговорил с ним и наказал его. После этого он успокоил сына и заверил его в своей любви к нему. Улыбаясь, они вышли из комнаты. Наказание закончилось. Отношения между отцом и сыном были восстановлены. Они примирились друг с другом и были счастливы. Однако бабушка была расстроена. Она была встревожена не тем, что мой друг наказал своего сына, а тем, что он наказал его не во гневе. Она сказала, что физическое наказание не принесет пользы, если отец и сын не будут после этого сердиться друг на друга. Эта женщина рассматривала розгу как нечто, что должно производить разделение между родителями и детьми, а не сближать их.
Обычные возражения против использования розги
Я слишком сильно люблю моих детей, чтобы наказывать ихДанное возражение очень легко понять. Я не знаю ничего более трудного, чем физическое наказание моих детей. Очень непросто причинять боль своему собственному ребенку, делая это преднамеренно. Вам кажется, что вы слишком сильно любите своего сына или свою дочь и поэтому не можете наказать их. Но задайте себе следующий вопрос: «Кому будет польза оттого, что вы не наказываете своего ребенка?» конечно же, не самому ребенку. Вышеприведенные отрывки из Библии поясняют, что отсутствие наказания ставит ребенка в опасное положение. Кому от этого хорошо? Только вам. Вы избавляетесь в таком случае от всяких переживаний и расстройств, связанных с наказанием ребенка. Вы избавляетесь от траты времени и возможных неудобств, связанных с библейским наказанием. Вот почему Библия говорит: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» (Пр. 13:24). Согласно этому стиху, ненависть будет удерживать меня от применения розги. Любовь же будет побуждать меня к наказанию.
Я боюсь причинить вред моему ребенку
Часто христиане отрицательно реагируют на библейское представление о розге, потому что в детстве они подвергались физическим избиениям со стороны своих родителей. Слово «розга» рисует в их воображении разгневанных родителей, избивающих своих детей в порыве неконтролируемой ярости. Подобное поведение не отражает библейского использования розги. Оно представляет собой злоупотребление и плохое обращение с детьми.
Некоторые родители опасаются причинить вред своим детям. Они боятся, что телесное наказание может явиться причиной физического увечья. Книга Притчей 23:13-14 предвидит такое возражение против использования розги: «Не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгою, он не умрет; ты накажешь его розгою и спасешь душу его от преисподней».
Умеренное наказание, соответствующее учению Библии, не представляет собой никакой опасности для ребенка.
Я боюсь, что розга сделает его еще более непослушным и раздражительным
Как родитель, вы хотите, чтобы ваши дети любили и ценили вас. Вы хотите, чтобы они были очень высокого мнения о вас. Вы хотите, чтобы они чувствовали вашу любовь и доброту. Вы, возможно, боитесь, что если отшлепаете их, то они будут считать вас грубым и жестоким. Может быть, вы боитесь, что наказание выявит в них самые плохие качества. Книга Притчей 29:17 утверждает обратное: «Наказывай сына твоего, и он даст тебе покой, и доставит радость душе твоей».
Вместо того чтобы делать детей злыми и угрюмыми, наказание способствует воспитанию детей, которые будут в мире с вами. Оно производит детей, которые будут приносить вам радость.
Это верно не только в отношении будущего, но также и в отношении настоящего. Наказание, совершенное в правильной манере, описанной в главе 15, делает ребенка общительным и счастливым – даже сразу после применения розги.
Телесное наказание не срабатывает
Данное возражение требует дополнительного исследования конкретного поведения родителей. Годы пастырского служения убедили меня в том, что причины неэффективного использования розги заключаются в следующем:
а) Непоследовательное применение розги. Ребенок не знает, какой из его поступков может привести к наказанию. Поэтому он всегда испытывает родителей.
б) Отказ проявлять настойчивость и постоянство. Некоторые родители никогда не пытаются применять какой-либо метод на протяжении достаточно долгого периода времени, чтобы он мог подействовать. Они применяют розгу в течение двух-трех дней. Их дети не изменяются за одну ночь. Тогда они падают духом и отказываются от использования этого метода.
в) Неэффективность. Я был свидетелем того, как одного ребенка отшлепали, когда на нем были надеты двойные подгузники. Он ни на мгновение не переставал двигаться и даже не понял, что его наказали. Такое наказание было неэффективным, потому что родители не дали ему знать о себе должным образом.
г) Проявление гнева. Меня всегда изумляло врожденное чувство справедливости, заложенное в каждом ребенке. Дети всегда противятся наказанию, совершаемому в порыве неправедного гнева. Они не желают подчинить свои сердца родителям, которые запугивают и избивают их.
Я боюсь, что меня арестуют за плохое обращение с ребенком
Данное опасение является вполне обоснованным. Вы должны проявлять осторожность и избегать применения розги там, где люди, не одобряющие телесных наказаний, могут донести на вас в полицию. Наказание должно совершаться дома, в уединенной обстановке. Оно не должно совершаться публично. Если дедушка с бабушкой или другие родственники не одобряют телесных наказаний, следует позаботиться о том, чтобы не применять розгу в их присутствии.
В конечном счете, это вопрос веры: «Буду ли я повиноваться Богу даже тогда, когда послушание Ему связано с определенным риском?»
Риск можно уменьшить, однако его невозможно полностью исключить. Поэтому родители должны проявлять здравомыслие и рассудительность.
Плоды наказания
Розга учит, что всякое поведение приносит свои плоды. Последовательное применение розги научает ваших детей тому, что их поведение неизбежно приводит к определенным результатам. Маленькие дети должны учиться слушаться своих родителей. Когда непослушание приводит к болезненным последствиям, дети познают, что Бог установил в этом мире принцип: «Что посеет человек, то и пожнет».Розга демонстрирует власть Бога над мамой и папой. Родитель, который применяет розгу, проявляя этим послушание Богу, является примером подчинения авторитету и власти. Одна из причин, почему детям трудно повиноваться власти и авторитету родителей, кроется в том, что они не видят примеров повиновения в нашем обществе.
Розга учит ребенка подчиняться. Тот факт, что непослушание приводит к определенным последствиям, показывает, что послушание очень важно. Ребенок, будучи еще маленьким, познает, что Бог обязал каждого человека подчиняться власти, и что властные структуры являются благословением для людей.
Розга демонстрирует родительскую любовь и посвящение своим детям. В 12-й главе Послания к евреям поясняется, что розга является выражением любви. В стихе 5 наказание называется «утешением, которое предлагается вам, как сынам». Далее в этой главе говорится о том, что наказание – это признак сыновства. Родитель, который наказывает своего ребенка, показывает этим, что он любит его. Он не безразличен и не равнодушен к нему. Ему не все равно, что будет с ним. Он принимает активное участие в жизни своего ребенка. Его посвящение и преданность становятся все сильнее и сильнее, побуждая его вкладывать свою душу в то, чтобы старательно воспитывать и наказывать свое чадо.
Розга приносит мирный плод праведности. В Послании к евреям 12:11 мы читаем: «Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности». Своевременное, умеренное наказание, хотя и является неприятным и болезненным, помогает детям быть счастливыми и успешными в жизни.
Розга приносит чудесные плоды. Как отец, имеющий взрослых детей, я постоянно благодарю Бога за Его милость, проявленную к моей семье. Моя жена и я впервые столкнулись с идеями, изложенными в данной главе, когда у нас был только один ребенок. Ему было тогда восемнадцать месяцев, и он был очень непослушным. Впоследствии его непослушание принесло бы ужасные плоды. Эти принципы помогли нам справиться с нашим сыном. Они дали нам возможность обезопасить его. Они помогли ему обрести самообладание. Они научили его уважать и любить маму и папу.
Розга ставит ребенка в благословенное положение. Предоставленный сам себе, он будет жить по своим прихотям. Он будет продолжать искать утешения в рабстве по отношению к своим желаниям и страхам. Исправительная розга возвращает его в то положение, когда он подчинен своим родителям, и только будучи в таком положении, он сможет получать благословения, обещанные Богом.
Розга создает атмосферу близости и открытости между родителями и детьми. Родители, старающиеся быть ближе к своему ребенку и отказывающиеся закрывать глаза на те вещи, которые ставят под угрозу прочность их взаимоотношений, будут испытывать радость близкого общения с ним. Если же ребенку позволяется быть угрюмым, сердитым и непослушным, то расстояние между ним и его родителями будет все больше и больше увеличиваться. Родители, не допускающие охлаждения в контактах со своими детьми, будут наслаждаться близкими, доверительными отношениями с ними.
Лучшее из двух
Если вы сосредоточиваете внимание только на наказании или только на общении, то будете подобны судну, у которого весь груз смещен на один борт. В таком случае ваш корабль не сможет хорошо плавать. Общение и розга – это методы, которые не срабатывают, будучи изолированы друг от друга. Они предназначены действовать сообща.
Это как раз то, о чем говорит Послание к евреям 12:5-6: «Вы… забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает».
Ваши дети нуждаются в том, чтобы их знали и понимали. Поэтому обильное, полноценное общение совершенно необходимо. Они также нуждаются в том, чтобы кто-то руководил и управлял ими. Они нуждаются в ограничениях, которые понятны им, и в наказании, которое является предсказуемым. Поэтому розга также необходима.
Использование розги способствует сохранению родительского авторитета, укорененного в Библии. Ставка на полноценное, интенсивное общение исключает холодную, деспотичную дисциплину и жестокое наказание.
Очевидно, что приоритет того или иного метода зависит от возраста ваших детей. Мы уделим этому особое внимание во второй части книги.
Одни родители имеют больше возможностей для общения, другие – для наказания. Неплохо знать не библейские извращения того и другого метода и быть чувствительными к ним. Родитель, который спокойно относится к розге, может впасть в крайность авторитаризма. Родитель, для которого общение с ребенком легко и естественно, может склониться к попустительству и вседозволенности. Родителям, любящим властвовать, часто не хватает доброты. Тем, кто попустительствует своим детям, не хватает твердости. Определите, к какому именно искажению библейского воспитания вы имеете склонность. Стремитесь обрести взвешенный подход.
Вопросы к главе 11
Что в ваших детях такого, что требует применения розги?Каково назначение розги?
Кого Бог уполномочил наказывать детей при помощи розги?
Повторите обычные возражения против использования розги. Выдвигали ли вы сами какое-либо из этих возражений?
Приведите некоторые примеры неправильных подходов к использованию розги?
Как вы можете описать взаимосвязь между общением и наказанием?
Что для вас легче – общаться с ребенком или наказывать его?
0 коммент.:
Отправить комментарий