Google Glass — очень интересная концепция продукта, я с большим интересом наблюдаю за новостями о нем и слежу за развитием. Однако, насколько интересна сама идея продукта, так и интересны вопросы, которые это все вызывает.
————————
Google Glass может изменить вашу жизнь, но вовсе не тем образом, о котором вы подумали. Есть еще кое-что, что позволяет делать Google Glass, о чем, возможно, никто еще пока не говорил, так что сегодня я пишу об этом в блог.
Если почитать восторженные записи журналистов, которых Google подтянула для демонстрации, можно подумать, что Google Glass — это нечто среднее между реактивным ранцем и волшебной палочкой: что-то настолько крутое, настолько элегантное, настолько неотразимое, что оно уж точно заменит эту увядающую, жалкую, устаревшую штуку под названием “смартфон”.
Сергей Брин сказал недавно, что использование смартфона выглядит “кастрирующим”, когда ты “трешь этот неприметный кусок стекла”. Его решение для замены этого куска стекла, конечно, называется Glass. И его решение этой “кастрации” — как пишет об этом VentureBeat, “Сергей Брин назвал смартфоны “кастрирующими”, а дебильные Google Glass — это, видимо, нормально”.
Как и любая другая глянцевая инновация в наши дни, Google Glass либо выживет, либо умрет исключительно в зависимости от впечатлений, которые она создает людям. И немедленная, наиболее заметная проблема во впечатлениях с Glass заключается в том, насколько по-дурацки выглядит человек, который надевает это. Никто не хочет быть единственным человеком в баре, одетым как киборг из фильма о виртуальной реальности из 1992 года. Это вызывает неловкое чувство. Ранние первопроходцы перестанут надевать Google Glass, если они не будут чувствовать того социального одобрения, на которое они надеются, надевая Glass.
Google, похоже, просчитала это и недавно анонсировала партнерство с Warby Parker, которая известна своими дизайнерскими очками, к которым благосклонно относится крайне важная молодежная аудитория. (Я за день до этого предположил в шутку, что Google следует присмотреться к моноклям).
За исключением странного физического дизайна, опыт использования Google Glass также получил положительные отзывы от обозревателей. Казалось бы, просмотр ленты обновлений, парящей в воздухе прямо перед тобой, должен вызывать экстаз. ПОГОДА! НАВИГАЦИЯ! ЗАПРОСЫ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ! ЗАВАЛ С ПОЧТОЙ! Все это парит перед тобой, не покидая твоего взгляда! Для людей, которые восторгаются лавиной цифровых отвлекающих моментов, это гораздо круче, чем смартфон, который заставляет вас возвращаться в скучный оффлайн-мир каждый раз, когда ты прячешь телефон. Glass обещает, что больше с этим не придется столкнуться. И вообще, демонстрируя изрядное нахальство, Google пытается продвигать Glass как противоположность отвлекающим моментам, поскольку пользователям не надо будет смотреть на телефон. Ну разумеется, потому что все отвлекающие моменты теперь удобно расположены прямо перед твоим глазом! (Для более точного понимания отвлекающих факторов Glass, посмотрите это пародийное видео. Это видео еще лучше, но там лексика резковата).
И если всего этого вам недостаточно, Google Glass достанется вам еще с одной, даже более важной функцией: “отрывки жизни” (lifebits), возможность записи видео людей, мест и событий вокруг вас, в любое время. Постоянные читатели помнят, что я предсказывал это шесть лет назад в своей книге Bit Literacy. Из Главы 13:
“Записи из жизни создадут новые и важные проблемы. Можно ли будет, например, записывать частный разговор с другом? А как можно быть уверенным, что вас не записывают, будь вы на людях или в приватной обстановке? Корпорации, полиция, даже друзья с “рекордерами жизни” будут записывать действия и высказывания любого, кто попадется в объектив, хочется им того или нет”.
Сегодня это будущее, наконец-то, наступило: крупная компания предлагает записывать события вашей жизни, сохранять их и делиться ими — все с помощью простой голосовой команды.
И вот в этом месте наше повествование делает поворот в направлении ответвления, на фоне которого меркнут все другие вопросы, поднятые до этого момента касательно Google Glass. Да, очки выглядят по-дурацки — Google это исправит. И да, Glass заставляет пользователей быть постоянно “подключенными” к цифровому миру Google — это вряд ли беспокоит компанию, или, раз на то пошло, большинство пользователей. Нет. Настоящая проблема, возникающая из-за Google Glass, которая либо приведет к провалу проекта или же вызовет определенные нежеланные результаты (которые я опишу), связана с этими “lifebits”. Опять же, это вопрос впечатлений.
Функция Google Glass, о которой почти никто не говорит — это впечатления, но не пользователя, а всех остальных людей вокруг него. Твит от David Yee тоже об этом говорит:
У нас тут чувак с Google Glass в ресторане, который до этого момента был моим любимым местом.
Ключевой вопрос касательно использования Google Glass заключается не в том, как их носить, а как будут чувствовать себя те, кто находятся рядом с человеком, который их носит. Я приведу простой пример. Ваш разговор “один-на-один” с человеком, который надел Google Glass, скорей всего, будет раздражать вас, потому что вы будете подозревать, что вам не достается его полное внимание. И вы не можете просто попросить его снять очки (особенно если, неизбежно, устройство интегрируют в линзы с диоптриями). И наконец — вот тут-то начинается основная проблема — вы не знаете, не снимает ли он вас на видео.
Представим, что вы не знаете ни одного человека, который носит Google Glass… и решили прогуляться. Любой, кто выходит на улицу — в магазин, гуляет по тротуару, едет в автобусе или в метро — может быть записан: как аудио, так и видео. Пятьдесят человек на автобусе могут быть без Glass, но если один человек будет с Google Glass, вы — и другие 49 человек — могут быть записаны. И это не просто в какой-то перезаписывающийся видеобуфер, как в камерах наблюдения, но записаны, навсегда сохранены и этим могут поделиться с остальным миром.
Да, я знаю ответ: “Меня каждый день записывают камеры безопасности, меня это не волнует, в чем разница?”. Услышьте меня — я еще не закончил. То, что делает Glass настолько уникальным — то, что это проект Google. И у Google есть возможность объединить Glass с другими технологиями, которыми владеет компания.
Во-первых, возьмите видео-потоки с каждого набора Google Glass, которые будут носить люди по всему миру. Неважно, записано ли видео временно, как в первой версии Glass, или же запись идет постоянно, что вполне может появиться в будущих версиях, все видео будет заливаться в сервера Google в облаке. А теперь добавьте распознавание лиц и базу данных пользователей, которую Google создает в рамках Google Plus (с ударением на правильных, настоящих именах людей): сервера Google могут обрабатывать видеофайлы на досуге, пытаясь идентифицировать всех людей, которые появляются в видео. И если упоминание Google Plus вас не убедило, обратите внимание, что Марк Закерберг уже пообещал, что Facebook разработает приложения для Glass.
И, конечно, не забывайте про технологии “речь-в-текст”, которые уже использует Google, как на своих серверах, так и в самих Glass. Любое аудио на видео может быть, по сути, конвертировано в текст, привязано к человеку, который произнес его, и стать доступным для поиска в рамках поискового индекса Google.
Так что все готово: необязательно для того, что произойдет, но для того, что технически может произойти, если скомбинировать инструменты, уже доступные в Google.
Давайте вернемся к поездке на автобусе. Вполне реально представить, что вы незамедлительно можете быть идентифицированы человеком с Google Glass, который тоже едет на автобусе и направил камеру на вас. Все, что вы скажете в пределах слышимости, может быть записано, связано с текстом, и привязано к вашей онлайн-идентификации. И сохранено в поисковом индексе Google. Навсегда.
И я еще не закончил.
Очень интересный аспект — это то, все индексирование, привязка, хранение могут происходить даже без запросов пользователя Google Glass на это. Любое видео, снятое с помощью Google Glass в любом месте, скорей всего, будет храниться на серверах Google, где любой пост-процессинг (распознавание лиц, конвертирование речи в текст, и тд), может происходить позже по запросу Google или любой другой корпорации или государственной организации, в любое время в будущем.
Помните, как люди напрягались от того, что автомобили Google ездили вокруг и делали фотографии их домов? Большинство людей с этим смирилось, потому что они в результате получили удобную функцию StreetView в Google Maps.
Google Glass — это как одна камера на машине для тысяч, возможно, миллионов пользователей, которые будут носить устройство — каждый день, повсюду — на улице, в ресторанах, в лифте, по офису, у вас дома. С этого момента, куда бы вы не шли в радиусе действия Google Glass, все, что вы делаете, может быть записано и загружено в облако Google, и будет храниться там всю вашу жизнь. Вы не будете знать, записали вас или нет, и даже если вы знаете об этом, у вас не будет способа остановить это.
И это, мои друзья, те впечатления, которые создает Google Glass. Это те впечатления, о которых мы должны говорить. Самая важная часть впечатлений от Google Glass — это не впечатления пользователя, это впечатления окружающих. Впечатления от вашего гражданского состояния, на публике, изменятся.
Только задумайтесь: если миллион людей с Google Glass начнут записывать аудио и видео мира вокруг них, границы поиска Google внезапно станут гораздо больше, и этот поисковой индекс будет включать и вас. Давайте я вам обрисую картину. Через 10 лет кто-то, какая-то компания или организация, вдруг заинтересуется вами, и захочет узнать, говорили ли вы когда-нибудь что-то, что они посчитают оскорбительным, или угрожающим, или просто содержит упоминания определенного слова или фразы, которую они посчитают интересной. Простой поисковой запрос в облаке Google — инициированный через общедоступный поиск, или же с помощью федерального ордера, или с помощью чего-то посредине — немедленно покажет задокументированную историю каждого слова, которое вы произнесли, будучи в пределах слышимости Google Glass.
Вот это мы должны обсуждать по поводу Google Glass. Технологическое сообщество по праву должно возглавлять это обсуждение. Вместо этого большинство технофанов трындят о том, будут ли они выглядеть круто с этим устройством.
Да, и что касается дизайна устройства. Если Google Glass неплохо выступит после первоначального запуска, чтобы дожить до последующих версий, забудьте о Warby Parker. Следующая компания, куда позвонит Google, будет Bausch & Lomb. Зачем носить большие очки, если все устройство можно уместить в контактные линзы? И это, конечно же, станет высшей степенью выражения идеи Google Glass: цифровой мир, который еще более сложно выключить, когда он полностью имплантирован в тело человека. Тогда вы вообще не будете знать, кто может вас записывать. У вас не будет возможности отказаться от этого.
Еще по теме:
0 коммент.:
Отправить комментарий